Развитие речи
Развитие речи у детей — это основной показатель эмоционально-психологической зрелости малыша. Но для того чтобы малыш сказал первое слово в течение первого года жизни необходимо уделять его развитию максимум внимания.
Общение с ребенком в первые месяцы жизни — залог быстрого развития малыша.
Песни, стихотворения, потешки – стимуляция для развития речи маленького молчуна.
Развитие мелкой моторики активно стимулирует речевой центр головного мозга. Статистический факт — дети, регулярно перебирающие мелкие предметы разной формы, начинают говорить раньше своих сверстников.
На первом году жизни ребенка главная задача родителей выработать у малыша коммуникативные речевые навыки, научить его понимать, что говорят родители, способствовать развитию слухового внимания. Такая форма общения называется «пассивной речью».
Расширяем кругозор и словарный запас: развитие речи ребенка с 1–3 лет
Переход от речевого понимания к воспроизведению в основном происходит на втором году жизни. С каждым днем словарный багаж ребенка будет расширяться, и в полтора года составит около 35 слов. Развитию речи у детей раннего возраста от 1–3 лет способствуют все те же принципы — общение и игры.
Обязательное условие, постоянно описывать действия малыша, помогать ребенку, самостоятельно комментировать свои игры и занятия. Фундаментом для активной речи становится связь слов с конкретными действиями.
Логопеды разработали множество методик развития речи у детей. Рассмотрим некоторые из них.
- Речевое подражание — основной прием, способствующий быстрому произношению первого осознанного слова.
- Многократное повторение слов.
- Общение с ребенком в форме «вопрос-ответ».
- Разучивание с ребенком коротеньких стихотворений и фраз. Когда малыш запомнил отрезок, дайте ему возможность досказать последний слог или слово.
Чтобы сформировать правильную речь у своего непоседы родители не должны коверкать слова. Это одна из самых распространенных ошибок взрослых. Очень часто, умиляясь забавным словечкам малышей, многие родители начинают использовать его, общаясь с ребенком. Так, рождаются такие стойкие выражения как «капот», «ласипед» и многие другие. Взрослые должны четко произносить слова, сопровождать свою речь артикуляцией, правильно ставить ударения. Речь должна носить эмоциональную окраску и не быть монотонной.
Выполняя эти простые рекомендации, вы убедитесь, что ваш малыш не только быстро освоит азы «активной речи», но постепенно к двум годам сможет складывать слова в словосочетания и небольшие предложения. Развитию речи 2-летних детей способствует не только общение с взрослыми, но и со сверстниками. Продолжайте описывать малышу все, что он видит вокруг. Говорите правильно и четко. Продолжайте совершенствовать мелкую моторику вашего чада — рисование, лепка из пластилина, мелкая мозаика, вышивание шнурком— все манипуляции подобного рода весьма положительно влияют на развитие речи у детей. А главное, поощряйте попытки малыша общаться с вами, идти на контакт, отвечать на вопросы.
Скорей всего к трем годам ваш малыш будет уже активно беседовать с вами на многие интересующие его темы, рассказывать маленькие стихотворения, петь веселые песенки. Не останавливайтесь на достигнутом результате, обязательно учите ребенка правильно произносить звуки и выговаривать слова, строить фразы. Тренируйте память ребенка, спрашивайте о том, что происходило вчера, на улице во время прогулки и пр.
Как правило, на четвертом году жизни ребенок говорит, составляет предложения, понимает окружающих, выстраивает причинно-следственные связи, в общем, он способен на диалог не только со сверстниками, но и взрослыми людьми.
В этом возрасте малыши выступают инициаторами общения, они щебечут не умолкая, спрашивают, выясняют, делают умозаключения. Этот возраст ученые называют «период почемучки». Ребенку интересно все, что его окружает. Ни в коем случае не игнорируйте вопросы вашего любопытного всезнайки, старайтесь давать максимально простые ответы, которые будут ему понятны.
Особенностью развития речи у детей 4 лет становится стремление малышей к правильной лексике и попытке построения обширных фраз и предложений. Очень важным в этот период становится чтение сказок, которые не только расширяют лексикон, но и тренирует память, вырабатывает внимательность и воображение. Малыш должен уметь рассказать прочитанное вами самостоятельно, и его повествование должно быть развернутым.
Через год вы с удовольствием станете замечать, что общаетесь со своим ребенком практически на равных. Ваш диалог становится все более зрелым, малыш использует разнообразные речевые конструкции, строит предложения. Особенностью развития речи детей 5 лет можно назвать обширный словарный запас. В этом возрасте родители должны максимально правильно разговаривать, избегать слов паразитов, контролировать выражения и правильность речи ребенка.
Как правило, в этом возрасте становится понятно, имеет ли малыш какие-то речевые отклонения и нуждается ли он в помощи логопеда. Сегодня специалисты все чаще отмечают всплеск речевых проблем. Многие логопеды утверждают, что всему виной недостаток живого общения взрослых и детей. Родителям необходимо способствовать развитию связной речи у детей дошкольного возраста, а это невозможно, минимизировав живое общение, подменив его развивающими мультфильмами и интерактивными игрушками. Но, нет правил без исключений.
Если ваш малыш, произносит только отдельные слова, его речь непонятна окружающим, то обязательно проконсультируйтесь с логопедом и невропатологом, они подскажут нужные методики и помогут ребенку наладить речевую функцию.
Источник: tikitoki.ru
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
Источник