Логические игры для детей
Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы и простые житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».
Только развивая и совершенствуя умение логически рассуждать и действовать, ребенок сможет превратиться в здравомыслящего человека. Именно на то, чтобы помочь ему в этом серьезном и жизненно важном деле, и направлена наша книга. В ней вы найдете массу увлекательных игр, которые не только разнообразят досуг ребенка, но и дадут ему большую пользу, так как направлены на развитие интеллекта ребенка. Игры научат ребенка размышлять, опираясь прежде всего на логику.
Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мыслей. Ребенок зачастую правильно идет в своих рассуждениях, но из-за отсутствия логичности в них с трудом обосновывает и высказывает свои мысли. Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя своего верного помощника – логические игры.
Кто здесь самый смекалистый – на развитие смекалки
Среди всех логических игр выделяются игры на развитие смекалки. Они помогают детям проявить скорость своего индивидуального мышления, развивают логику. Кроме того, дети, особо выделившиеся и победившие в этих играх, могут показать своим сверстникам, на что они способны.
При помощи этих игр дети быстро переключаются с одной на другую деятельность (например, от занятий в школе), так как игры такого рода увлекательны, интересны им, из них можно узнать много нового. Игры идеально подходят и для того, чтобы растормошить нерасторопных и ленивых ребятишек, заставить их думать, проявлять себя путем проб и ошибок.
Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей.
«Отгадай, чей голосок»
Игра для маленьких. Играющие идут по кругу и говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг», – на последние слова поворачиваются вокруг себя и продолжают идти по кругу со словами: «А как скажем – скок, скок, скок» (слова «скок, скок, скок» говорит один из играющих по договоренности или указании ведущего), – все останавливаются и заканчивают игру словами: «Отгадай, чей голосок?»
Ведущий открывает глаза и угадывает, кто сказал слова «скок, скок, скок». Если он не отгадал два раза, его сменяет следующий игрок.
Чем больше ребятишек участвует в этой игре, тем труднее отгадать, кто сказал «скок, скок, скок», но, с другой стороны, тем интереснее сама игра.
«Цепочка слов»
Играющие усаживаются в кружок. Один из ребятишек называет какое-либо слово, его сосед слева сейчас же должен сказать другое слово, начинающееся на последнюю букву сказанного, затем третий говорит свое слово, начинающееся с той буквы, на какую заканчивалось предыдущее, например: капуста – аквариум – море – елка – арбуз – зверь и т. д.
Повторять ранее произнесенные слова нельзя. Если слово заканчивается на «ь» или на «й», значит, следующее должно начинаться с предпоследней буквы предыдущего. Например: зверь – рама и т. д.
Если играющий задержался с ответом (допустим, по счету до пяти) или неправильно назвал слово, ему засчитывается проигрышное очко, и «цепочку слов» продолжает следующий.
Можно также условиться, что тот, кто скажет слово вне очереди, проявляя свое нетерпение и желание выделиться, тоже получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто не имел ни одного штрафного очка.
Эту же игру можно усложнить, если условиться называть слова на определенную тему (например, города, реки или названия растений и т. д.).
«Десять слов»
Играющие садятся вокруг стола. У каждого карандаш и листок бумаги. Договариваются, на какую букву будут писать слова. Начинают писать по сигналу. Когда все напишут по 10 слов, каждый зачитывает свои. У кого все слова записаны правильно и быстрее, тот и выиграл. Нужно заранее решить, любые ли слова писать или только имена существительные.
Если играют подростки, можно при чтении вычеркивать одинаковые слова. Тогда выигрывает тот, у кого останется больше незачеркнутых слов.
«Составь слова»
Это очень известная игра, больше подходящая для детей школьного возраста, начиная примерно с 5 класса. Каждому участнику игры необходимы ручка и бумага. Ведущий называет или пишет крупными буквами слово, состоящее более чем из 7 букв (чем длиннее слово, тем лучше). Игрокам необходимо составить из имеющихся в слове букв другие слова (причем использовать одну букву можно один раз: если в ключевом слове одна «о», в составленном тоже должна быть одна «о», а если в ключевом слове две «а», в составляемом тоже может быть две «а»). Чем больше слов каждый из игроков успеет записать за определенное количество времени, тем лучше.
Выигрывает самый смекалистый и быстрый. Приоритет отдается тем игрокам, которые при составлении своих слов использовали максимальное количество букв ключевого слова (записывали длинные слова).
«Буквомешалка»
Ведущий пишет на листке бумаги короткое слово, в котором буквы переставлены местами. Ребята должны отгадать, что это за слово. Кто быстрее всех смекнет – тот и выиграл. К концу игры подсчитывается общее количество очков за правильные ответы. У кого их окажется больше – тот и победил.
«Пропущенные буквы»
Для ребят маленького возраста можно устроить похожую игру. Только нужно не переставлять буквы местами, а просто пропустить одну или две буквы в слове (в зависимости от их количества). Дети должны догадаться, что это за слово.
«Сколько имен ты знаешь?»
Ведущий предлагает ребятишкам по очереди называть полное имя, делая при каждом названном имени шаг вперед. Первый называет мужские имена, второй – женские, третий опять мужские, четвертый – женские и т. д. Важно, чтобы дети не
повторялись. Кто дальше всех продвинется, тот и выиграл.
Мыслим творчески
Детские психологи разрабатывают специальные серии игр, способствующих развитию творческих способностей подрастающего поколения. В их число входят как традиционные наборы для маленьких художников – книжки-раскраски, упражнения по смешиванию и подбору цветов и т. д., так и совсем недавно созданные игровые «обучалки», подобранные с учетом детской психологии.
Для начала необходимо проанализировать общие способности ребенка и, по возможности, выявить в нем творческое начало. Только делать это нужно в игровой форме, возбуждая в самом малыше интерес ко всему происходящему. Только таким образом вы сможете добиться положительных результатов.
«Загадай-ка!»
Это – традиционная забава, которой увлекались еще наши предки. Она замечательно развивает воображение и ораторские способности. Больше всего она подойдет для детей от 3 до 9 лет.
Вам необходимо придумать несколько загадок и загадать их ребенку. Лучше, если их темой будут предметы, с которыми он сталкивается каждый день и которые ему знакомы. Например, предметы канцелярской принадлежности, которыми он рисует: ручка, карандаш, раски, ластик и т. д. Или элементы природы, такие как луна, солнце, небо, цветы, река и т. д.
Когда ребенок отгадает, предложите ему нарисовать предметы, которые были загаданы. Лучше всего, чтобы он сразу рисовал на листке бумаги пришедшие ему в голову отгадки, а затем показывал вам, ожидая ответа. Таким образом, у маленького «мыслителя» развиваются не только фантазия и воображение, но и творческие способности.
«Веселые картинки»
Вы любите рисовать? На этот достаточно простой вопрос легко ответить… Все дело в том, насколько вы любите рисовать и хватит ли вашего энтузиазма поддержать возникновение желания к такому творчеству у ребенка.
Так, например, вместе с малышом вы можете создать красочный коллаж. Для этого вам потребуется несколько цветных карандашей, кисточки, краски и альбомный лист бумаги. Вы вместе можете нарисовать определенную картину, например домик, портрет девочки или мальчика. Главное, чтобы рисунок состоял из различных мелких и ярких деталей.
– Домик;
Выведите для начала основной контур рисунка, как бы «набросайте» эскиз и попросите ребенка дополнить его необходимыми деталями и закончить рисунок. Таким образом, можете нарисовать схему домика, а ребенок дорисует окна, двери, трубу, дым, солнце, облака. Между прочим, психологи используют эту игру для определения закомплексованности детей и выявления их страхов. Но вам это не понадобится, вы можете просто обратить внимание на тенденции ребенка к чему-либо. Например, если он изображает большое количество окон и раскрытых дверей – ему не хватает внимания и «открытого» общения. Он нуждается в большем «личном пространстве», чувствует себя в чем-то ущемленным. Часто изображаемый дымок из трубы дома ассоциируется у ребенка с семейным благополучием и любовью. В таком случае вам стоит поддерживать это восприятие ребенка, сохраняя семейную полноценность.
– Фоторобот;
Эта веселая и интересная игра поможет ребенку развить чувство пропорции и глазомер. Играя, он будет самым необходимым образом подключать фантазию и воображение, тем самым развивая их.
Изобразите на отдельном листе бумаги овал лица человека. Можно дорисовать контур глаз, носа и рта. Все, на этом ваши действия заканчиваются. Теперь карандаш переходит непосредственно в руки ребенка. Попросите его дорисовать портрет, а именно – закрасить или обрисовать какие-либо черты. Можно также придумать различные аксессуары – шляпу, колье, бантик, усы, бороду, таким образом создавая характер изображаемого персонажа. Далее придумайте своему герою подходящее имя и раскрасьте цветными карандашами или расками.
«Интересный рисунок»
В этой игре участвуют дети от 7 до 9 лет, они объединяются в несколько групп по 4—5 человек. Потребуются листки бумаги и цветные карандаши. В ней также участвует один взрослый, который засекает время и определяет тему рисунка.
По одному игроку от каждой команды садятся за стол, берут листки и карандаши. Ведущий говорит, что рисовать, дает на это 1,5 минуты и засекает время. По истечении времени садятся другие игроки, ведущий говорит, что им рисовать, засекает время, и они продолжают на том же листке. И так до последних участников игры.
Допустим, первым игрокам ведущий задал рисовать голову осла, вторым – туловище кенгуру, третьим – львиный хвост, а четвертым – одежду получившемуся зверю. Рисунок может быть и другого плана, например ведущий предлагает рисовать море, птицу, человека, вазу с цветами, обеденный стол – и все это на одном листе.
В результате, когда рисунок готов, участники команды совещаются и дают ему смешное название. Все рисунки раскладываются на столе, и начинается голосование, но отдать голос можно только за чужое «художество». Так определяется выигравшая команда.
Но смысл игры заключается не в том, чтобы кто-то победил, а в том, чтобы дети научились быстро реагировать и творчески мыслить.
Пойми меня и все вокруг – на понимание
Все игры на понимание очень полезны детям практически любого возраста. Они развивают мышление, тренируют сообразительность и вырабатывают реакцию. Подобные игры учат ребенка находить различные ассоциации в окружающем его мире и таким образом лучше понимать его. Ребенок, любящий игры на понимание, быстрее психологически разовьется и лучше подготовится к сложностям будущей взрослой жизни.
«Сурдоперевод»
Это очень веселая игра. В нее может играть любое число ребятишек. Игра развивает творческое, ассоциативное мышление и чувство юмора, заставляет быстро соображать, развивает гибкость ума.
Для проведения игры нужен магнитофон с наушниками или обычный плейер. В плейер вставляется кассета с записью каких-то популярных песен, но каких, участникам игры заранее неизвестно.
По жребию один из игроков надевает плейер, включает его и при помощи жестов рук и мимики лица пытается передать текст звучащей в это время песни остальным ребятам. Они, в свою очередь, должны попробовать отгадать, какую популярную песню в этот момент слышит член их команды.
Тот, кто правильно угадает первый, занимает место сурдопереводчика и начинает переводить следующую записанную на кассете песню. И так далее.
«Шиворот-навыворот»
Направлена игра на развитие способности к пониманию и быстрому осмыслению различных печатных и речевых текстов, развивает попутно дикцию и сообразительность. В нее может играть любое число игроков.
Смысл игры заключается в том, чтобы ведущий (желательно, чтобы это был взрослый) взял какое-нибудь предложение из любой книги (или газеты и т. д.) и быстро прочитал, начиная с конца, каждое слово наоборот. Например, если написано слово электрификация, надо его прочитать: «яицакифирткелэ».
Остальные игроки должны понять, что он сказал на самом деле, и попытаться правильно записать предложение, как оно звучит в действительности. Тот, чей вариант ближе всех к настоящему, и кто быстрее справится с заданием, и считается
победителем. И если кто-то медленнее разобрался с предложением, но его вариант оказался самым правильным, победителем считается он.
Далее игру продолжает следующий, читая очередное предложение, как сказано выше. И так далее. Когда выявятся двое наиболее удачливых игроков, они играют между собой так, как описано ранее, до выявления окончательного победителя.
«Следопыт»
Очень увлекательная и интересная игра делает игроков ближе к природе, заставляет интересоваться ее жизнью и приучает с детства любить и уважать окружающую среду. Развивает сообразительность, наблюдательность, тренирует внимание и ассоциативное мышление.
В нее может играть любое число игроков. Играть желательно на песке или на любом другом мягком грунте. Один из игроков рисует на песке какие-то следы, например птичьи, а остальные дети должны посмотреть на эти следы и догадаться, кому они принадлежат. Или рисует любой другой след, и детям предстоит определить, какому существу он принадлежит: может быть, гусенице? Или сороконожке? А может, это зайчик здесь проскакал? По виду следа попытайтесь определить, давно ли проходил тут этот зверь? Это может быть и след голой человеческой ноги. Тогда определите, чья это нога: взрослого или ребенка, мужчины или женщины. И так далее. Не забывайте задавать наводящие вопросы. Подобная игра помогает детям почувствовать себя настоящими следопытами и исследователями.
Логических игр очень много , возможно, они не отличаются особой подвижностью и активностью, но, в отличие от многих других игр, здесь вы сможете не только почувствовать вкус соревнования и повеселиться, но и развить способность логически мыслить.
Источник и более подробно Логические игры для детей — Татьяна Образцова